Home  Главная    Статьи    Архив    Взгляд на PS2 и будущее условно-бесплатных игр

Взгляд на PS2 и будущее условно-бесплатных игр

Готовящийся к релизу проект Sony Entertainment Online в жанре MMOFPS может быть одним из самых успешных в истории.

Еще пару лет назад, если бы вы сказали кому-либо, что условно-бесплатный проект может иметь потенциал к тому, чтобы стать революцией во всей игровой индустрии, то, скорее всего, на вас бы показали пальцем и рассмеялись. А потом, наверное, пошли бы в MySpace и рассказали бы всем своим 90 друзьям, какой вы... глупый. Сегодня, увидев то, что предлагает игрокам PlanetSide 2, те же самые люди должны будут вымаливать у вас прощения на коленях.

Sony Online Entertainment находится на передовой онлайн развлечений в течение уже многих лет, счет уже идет на десятилетия. Разработчики EverQuest, Star Wars Galaxies и DC Universe Online точно знают, как создавать массовые многопользовательские онлайн-игры, для них переход к жанру FPS, в котором могут принимать участие до 2000 тысяч человек единовременно - как раз то, что надо и то, что они уже и пробовали реализовать раньше, пускай и со смешанным успехом.

Когда в 2003 году вышла первая часть PlanetSide, ее успех был скорее теоретическим, нежели практическим. Игроков пугала перспектива игры против тысяч других участников, где нужно было управлять транспортом, выполнять различные роли в сражениях и разбираться в системе уровней персонажа, с различными древами навыков.

Когда все это заработало, то было просто поразительным. При сражении различных группировок за территории битвы могли длиться на протяжении всего дня и даже дольше, когда приходилось сражаться за каждый сантиметр территории. Это было увлекательно и захватывающе, но у игры имелись и недостатки.

2003 год стал неплохим для индустрии онлайн-развлечений, но технологии, необходимые для полноценной игры в PlanetSide, не были столь повсеместно распространены, как сейчас. Игра все равно оказалась успешной, не смотря на то что доступом к широкополосному интернету обладали далеко не все, а требования к "железу" ограничивали количество игроков, способных оценить картинку в максимальном разрешении, успех был даже не смотря на то, что месячная подписка, вдобавок к стоимости покупки самой игры, отталкивала игроков. Все это претерпело изменения.

"Были вещи, которые просто невозможно было реализовать в первой части", - отмечает Джош Хэкни, исполнительный продюсер PlanetSide 2. "Теперь, у нас есть опыт, накопленный годами разработки, инфраструктура, способность работы с серверами, коммуникациями, сообществами - у нас были многие годы для всего этого. За это время мы собрали все те улучшения, что SOE могла бы теперь сделать даже во сне, а потом интегрировали их в жанр FPS".

Прошло почти десять лет с того момента, как была выпущена первая часть PlanetSide. В скором времени ожидается релиз сиквела (пока не названа точная дата или даже возможные сроки), но он не будет просто технологически улучшенной версией. Фундаментальное отличие PlanetSide 2 от своего предшественника будет заключаться в простой детали: он будет бесплатным.

Для нас, важнее всего прочего - игроки. Мы хотели дать каждому шанс попробовать игру", - комментирует Хэкни, - "Если вернуться назад во времени на два или три года, ожидания и мысли о том, что из себя представляет условно-бесплатная игра, совершенно отличаются от того, что есть сейчас".

Индустрия изменилась, а за ней изменилась и бизнес-модель. SOE позиционирует PlanetSide 2 как игру, к которой может присоединится каждый. Системные требования пока также не опубликованы, но игра разработана так, что бы в ней могло принять участие как можно большее количество игроков, поэтому вряд ли они будут слишком высокими.

"Мы относимся к этому вопросу очень серьезно. Нам бы хотелось, чтобы наши партнеры в Европе и Азии смогли привлечь в игру как можно больше игроков", - подтверждает Хэкни, подразумевая, что системные требования хотя бы не будут чересчур завышенными.

Переход к условно-бесплатной модели - рискованный ход, для такой компании как SOE, да и для любого другого издателя, но именно такой подход зарекомендовал себя как очень успешный. Не так давно компания изменила бизнес-модель в своей игре DC Universe Online, уже после ее выпуска, и получила от этого только прибыль. Несколько других игр от SOE также построены на условно-бесплатной модели, но это будет первая игра в жанре FPS.

Хэкни заметил: "Взгляните на то, что было выпущено в последние годы - Free Realms, Clone Wars, скоро выйдет EQ (EverQuest Next), их качество и наши ожидания претерпели значительные изменения. Думаю, что в этом и всем том, что происходит с социальными играми, игроки хотят получить доступ, попасть в игру. Мы знаем, как это работает, мы знаем, как заставить это приносить выгоду посредством рынка и микротранзакций".

SOE все еще доводит финансовую модель до ума, поэтому пока не ясно точно, будет ли у игры месячная подписка для каждого или подписка для части игроков, предлагающая различные бонусы, как в случае с DC Universe Online или подписки не будет совсем (хотя именно этот вариант кажется наиболее вероятным). Пока, SOE точно подтвердила, что будет магазин, в котором можно будет приобрести что-либо за реальные деньги, но он будет сфокусирован на продаже косметических улучшений для персонажей, таких как скины, а не на продаже навороченного оружия за реальные деньги.

Это - важная отличительная черта проекта от других игр. Шутеры от первого лица с оговорками сейчас можно назвать самым популярным жанром, если судить по продажам таких игр, как Call of Duty: Modern Warfare 3 и Battlefield 3 - двух самых продаваемых франчайзов прошлого года. Если у SOE все получится, и они смогут дать игрокам условно-бесплатный FPS, с увлекательным геймплеем, это может стать началом чего-то нового.

В прошлом месяце на GDC разработчики делали особый упор на опыт условно-бесплатной игры. В следующем году ожидается большое количество игр, основанных на данной модели, и кажется маловероятным, что эта тенденция пойдет на спад, когда разработчики стараются сделать так, чтобы модель хорошо работала как для них, так и для игроков. Многие игры часто чем-то жертвуют, обычно графикой, но бывают и исключения. Crytek использует свой новый движок CryEngine 3 для разработки собственной игры под названием "Warface" (тоже с условно-бесплатной моделью), но игра будет иметь меньшие масштабы, чем в PlanetSide 2. Посмотрите наш ролик о Warface для получения дополнительной информации о проекте.

Во время GDC мы смогли попробовать PlanetSide 2 в действии. Игра была немного сырой и нуждалась доработках, но выглядела просто отлично и вызывала ощущение игры в нормальный FPS. Она предлагает геймплей, удовлетворяющий требованиям большинства фанатов традиционных FPS, вместе с тем не требуя больших денежных вложений, поэтому наверняка станет очень популярной.

И хотя игра очевидно заинтересует ПК-игроков, желающих исследовать новый мир, идея дать возможность консольщикам присоединиться к ним является во многом революционной. 

"На данный момент мы обсуждаем этот вопрос", - подтверждает Хэкни в ответ на вопрос о возможном портировании на консоли, - "Пока что нашей основной целью является запуск этой [ПК] версии игры. Но я не буду отрицать, что в будущем возможен запуск игры на консолях".

Конечно, если игра доберется до консолей, это совсем не обязательно будет означать, что она останется бесплатной. В идеале, она может быть выпущена в сетях XBL и PSN либо по очень низким ценам, либо бесплатно. Несмотря на то что технологические ограничения могут снизить онлайн консольных игроков, сама возможность существования бесплатного шутера, который можно загрузить и начать играть, остается очень интригующей.

Вне зависимости от того, будет ли PlanetSide 2 выпущен на консолях, версии для ПК должно быть достаточно, чтобы удовлетворить вкусы даже самых кровожадных фанов FPS с ограниченным бюджетом. Но если игра сможет предложить достаточно глубокий и увлекательный геймплей, который привлечет широкие массы игроков, она вполне сможет в итоге соперничать с обычными FPS, а это, в свою очередь, может стать поворотным моментом во всей истории игровой индустрии.

Sony Online Entertainment находится на передовой онлайн развлечений в течение уже многих лет, счет уже идет на десятилетия. Разработчики EverQuest, Star Wars Galaxies и DC Universe Online точно знают, как создавать массовые многопользовательские онлайн-игры, для них переход к жанру FPS, в котором могут принимать участие до 2000 тысяч человек единовременно - как раз то, что надо и то, что они уже и пробовали реализовать раньше, пускай и со смешанным успехом.